«Серый» импорт автомобилей и запчастей практически невозможен"

"Серый" импорт автомобилей и запчастей практически невозможен"

В мае Минпромторг объявил открытым сезон параллельного импорта, на запчасти и автомобили брендов, которые ушли из России. Но в страну по такой схеме не поступило еще ни одной детали. Почему это невозможно - «Новым Известиям» объяснил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

 

-Насколько соответствует действительности информация, что автодилеры с мая не закупили ни одного болтика по параллельному импорту?

— Все верно. Запчасти под параллельный импорт в Россию не завозил пока никто. Ни один автосалон. Можете набрать любого дилера. Никто и ничего не привез. Все сидят на старых запасах, которые были.

И это невозможно сделать, потому что для ввоза товаров необходима разрешительная документация, а ее нет.

Поясню. Для того, чтобы запчасти пересекли границу РФ и были растаможены, они должны быть сертифицированы. А сертификат, согласно техрегламента о безопасности колесных транспортных средств, выдается исключительно в том случае, если у вас есть документы, подтверждающие, что эту партию автозапчастей вы купили на заводе-производителе. А такого подтверждения нет.

— Это мы говорим про любую запчасть на иномарку?

-Про те, которые подлежат сертификации. А это почти всё. Не сертифицируются единицы позиций, это некритичные запчасти.

— Есть какой-то выход из этой ситуации?

— Есть. Над изменить приказ Минпромторга, добавив в него раздел, связанный с сертификацией компонентов и сертификацией автомобилей на переходный период какой-то. Речь должна идти об отмене определенных положений техрегламента.

Схема станет рабочей, если оформлять сертификаты и ОТТС (свидетельство об одобрении типа транспортного средства), например, на НАМИ (ФГУП «НАМИ», научно-исследовательский институт, - прим.ред.) и передавать такое одобрение транспортного средства всем желающим импортерам автомобилей или запчастей безвозмездно, то есть даром.

Представьте, какие-нибудь условно ООО «Ромашка» и ООО «Ласточка» хотят ввезти в Россию партию Hyundai Solaris. Им для этого нужно ОТТС, и в нынешней правовой конфигурации ОТТС нужен каждому свой. И он стоит под 100 млн рублей. И еще в любом случае придется сертифицировать. Сертифицировать, может быть, миллионов 60-80 вылезет.

Раньше как все получали одобрение? Приносишь пачку сертификатов на отдельные свойства автомобилей, полученных, например, в Европе. А некоторые свойства испытываешь здесь - на полигоне в НАМИ. Это было гораздо дешевле. И правовая конфигурация позволяла так делать.

А сейчас ООО «Ромашка» приходит, а никаких сертификатов у «Ромашки» нет. И свойства автомобилей придется закрывать все-все, а это безумно дорого.

Я уже молчу про то, что целый ряд испытаний в России вообще провести невозможно. Например, мы не можем сертифицировать газобаллонное оборудование. У нас просто нет возможности для испытания такой техники, но при этом есть программа газификации транспорта, которое приняло правительство. Нонсенс, но факт.

А во ФГУМ «НАМИ» открыто говорят, что не готовы вносить поправки в свой техрегламент.

— Чем объясняют? И разве важна их позиция, если уже в Кремле говорят о параллельном автоимпорте?

-А им не надо объясняться, они самодостаточные ребята.

Все, что сказали правительстве - в воздухе висит. И будет висеть, пока конкретный исполнитель на конкретном месте не почешется, а они не собираются совершать такие движения.

— Надежда на Дубай осталась? Обсуждался вопрос создания там специализированного крупного хаба, откуда в России будут завозит те же электронные блоки европейских машин.

 

-Кто и как их привезет, если их необходимо сертифицировать, а сертификат вы получить не можете. Все ровно по той же схеме, как я описал выше. Абсолютно.

Открываем положение техрегламента и смотрим список запчастей, которые подлежат сертификации. Все электронные блоки там будут, следовательно для ввоза вам нужен сертификат. Сертификат вы получите в том случае, если докажите, что купили эту запчасть на заводе Mercedes, а на заводе данного гиганта вы такую бумажку не получите, потому что он не просто так отсюда уходил. Ну и все, конец истории.

Понимаете, схема была построена так, чтобы правообладателю было максимально комфортно. И сейчас, когда правообладатели ушли, то выяснилось, что эта система вообще не может работать. Никак.

— Получается, что по ввозу машин аналогичная ситуация?

— Абсолютно. В чистом виде. ОТТС на партию нет ни у кого. И ОТТС в нынешней конфигурации может получить только правообладатель, условно Hyundai или Alfa Romeo.

Производитель может получить ОТТС и обозначить юридическое российское лицо, которое имеет право этим ОТТС пользоваться. Раньше это были представительства.

Ну, допустим, вы воткнули в Hyundai Solaris двигатель от БЕЛАЗа и хотите серийно поставлять такую машину в Россию под названием «Ромашка 1». Тогда проходите целый цикл испытаний для пучения ОТТС, который стоит под те же 100 млн рублей. Все, это единственный возможный вариант.

-А как массово завозят машины через Казахстан, Республику Беларусь, Армению?

— Никак. Это возможно только для ввоза на физическое лицо и это не имеет ничего общего с параллельным импортом. Это всегда было. Физическое лицо вправе завести себе один автомобиль в год без разрешения правообладателя. Привез, растаможил, пользуйся. И это не дает возможность серийных поставок, так партию не привезешь.

И поэтому ни дилеры, ни лизинговые компании, ни банки не могут этой схемой пользоваться: чтобы потом отдать этот автомобиль в лизинг или под кредит, цене автомобиля нужно приплюсовать 20% НДС, плюс растаможка 48% от стоимости.

— И надежды на китайский автопром не оправдались? Поднебесная, опасаясь вторичных санкций, боится работать с Россией и очень тихо, не декларируя это, сворачивает долю поставок всего что только можно.

-Все верно. В мае китайских автомобилей всех марок и моделей в России было продано около 2 тыс штук, то есть вообще ничто.

Вот вы спросили про завоз через страны СНГ, но это тоже поставки в гомеопатических количествах - 2 200 автомобилей завезли. Даже в январе их было больше. Этот канал наполнения рынка тоже не работает.

Были попытки завозить машины через соседние страны не на физическое лицо через СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), а подкладывали чужой ОТТС, например, от Toyota. За взятку где-нибудь на армянской таможне растаможивают, привозят в Россию, но не могут получить российский ПТС, потому что растаможка корявая. Потом эти машины могут превратиться разве что в запчасти. Целый ряд дилеров сейчас попали в такую ситуацию.

Поэтому резюмирую: у нас сейчас полностью отсутствует возможность параллельного импорта запчастей и машин из-за ограничения действующего техрегламента.

— Раз нет оригинальных запчастей на иномарки, начали использовать «контрактные», то есть с разобранных и разбитых машин. Это мизер? Или частично можно этим покрыть потребности рынка?

-Разбор старых автомобилей является, конечно, опцией, но это путь Кубы, когда мы берем старые автомобили и за счет них обслуживаем новые. Это дорога в никуда.

-Совершенно безвыходная ситуация, если надо поменять сейчас бортовые компьютеры? Где брать программы, если они все заведены на центральные серверы производителей?

-Проблема софта стала фундаментальной. Все операции, которые завязаны на серверы производителей, встают колом. Обслуживать такие машины становится практически невозможно в полном объеме. И это касается абсолютно всех машин бизнес-класса и выше.

Источник: newsland.com

Добавить комментарий

Next Post

Военный эксперт: Пентагон готовится нанести удар по четырём российским регионам

Военный эксперт Владимир Орлов высказал мнение, что Пентагон всерьёз готовится нанести удар по российским региона. Как минимум по четырём. Удар, по словам Орлова, планируется силами специальной группы. Для её подготовки военное ведомство США объявило конкурс образовательных площадок, предлагающих курсы по изучению иностранных языков. В приоритете — русский. Требование — одновременное […]